В жизни, как и на войне, случаются ситуации, в которых решают секунды, иногда даже доли мгновений. Именно о таких секундах и пойдет речь в этой истории.
В 89-м году, во французском Ле-Бурже проходила международная авиавыставка. От количества желающих поглазеть на новенькие истребители и штурмовики, было не протолкнуться.
Восьмого июня, наш летчик-испытатель, Анатолий Квочур, должен был продемонстрировать фигуры высшего пилотажа на относительно новом, сверх-маневренном МиГ-29.
Истребитель начал эксплуатироваться с 83-го года. А для боевой воздушной машины, как говорится, шесть лет не срок. Правда, это вовсе не значит, что все Миг-29 гарантировано не ломаются.
Взлет и набор высоты истребителя Анатолия прошел штатно. Серия впечатляющих и красивых маневров, зрители ликуют.
Но вот, во время "квадратной петли", для выполнения которой важен не только опыт но и тяга самолета, так как тот будто крадется по воздуху, будто на пределе... тут, в воздухозаборник попадает птица. Происходит помпаж.
Самолет разворачивается с креном на правое крыло. Все это происходит на высоте, примерно, в 180 метров. Крен стремительно растет, истребитель, заваливаясь, почти отвесно пикирует к земле, на глазах множества, еще не понимающих ситуации, зрителей.
Летчик первые секунды пытается что-то сделать, но почти мгновенно понимает, МиГ не спасти. Все бесполезно. Примерно на высоте в 90 метров, он дергает ручку катапульты, осознавая, что еще мгновение и будет поздно.
Для справки. Летчик из самолета, при катапультировании, вылетает как снаряд из орудия. На высоту здания в 14 этажей, при этом, он поднимается за одну секунду.
На низких высотах, до 100 метров, купол парашюта иногда просто не успевает раскрыться полностью, особенно если выброс идет не вверх, а в сторону или, самое плохое, вниз.
Кадры катапультирования. Ле-Бурже, 89.
Следовательно, летчик падает на землю, фактически, со скоростью свободного падения.
При катапультировании Анатолия выбрасывает в сторону, но не слишком далеко от истребителя. На землю он падает вместе с ним, одновременно. И все это при скорости падения в 40 м/с.
В такой ситуации купол парашюта наполниться не успел бы в любом случае. Спасает летчика то, что самолет взрывается, буквально за секунду до того, как Анатолий падает на землю. Это маленькое чудо спасает ему жизнь.
Взрывной волной купол наполняет и скорость падения пилота значительно замедляется (до 12 м/с), аккурат перед самым столкновением с землей.
А это уже не падение с высоты 90 метров, это можно сравнить с прыжком из окна третьего этажа.
Летчик был срочно эвакуирован в госпиталь. Но уже через несколько дней его благополучно выписали. Врач, который выписывал Анатолия был поражен, тем что пилот легко отделался. Спасла великолепная реакция и маленькое чудо.
"Первый раз вижу чтобы так сильно навернулись и так легко отделались". — сказал тогда врач.
Нашим летчикам часто приходится принимать непростые решения. В ситуациях, подобных описанной выше, они должны приниматься их почти мгновенно. Ведь секундой позже, и.. поздно...
В конце-концов, истребитель, это всего лишь машина. Пусть и стоящая миллионы. А летчик - живой человек.
Свежие комментарии