На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Обстановка в Мире

70 056 подписчиков

Свежие комментарии

  • Леонид левин
    Ну какой ассиметричный ответ НАТО??? ВЫ сравните военный бюджет НАТО и наш с Вами военный бюджет...Утерли нос всем! ...
  • Леонид левин
    Ну и где она на поле боя???Утерли нос всем! ...
  • Леонид левин
    Сколько нас уже учат, а нам всё неймётся. Накажу всем своим потомкам, никогда не помогайте иноземцам и не рискуйте ра...Болгары предложил...

Экипаж Т-28. Последний бой в захваченном Минске

 Уже через неделю после начала Великой Отечественной Войны немцы ворвались в Минск. Советские войска отступали по Могилёвскому шоссе. Последним шёл танк Т-28, который вёл старший сержант Дмитрий Малько. Внезапно колонна отступающих советских войск подверглась авианалёту. Одна из бомб упала слишком близко от танка, взрывом повредив его двигатель. Дмитрию Малько был отдан приказ об уничтожении машины, дабы не досталась врагу, но вместо этого старший сержант сумел получить разрешение отремонтировать танк и догнать наши войска в Могилёве.

Малько смог отремонтировать Т-28-ой, но догнать свою колонну ему не удалось. Тем не менее, он прибился к одной из также отступающих частей Красной Армии, в которой набрал полный экипаж для своего танка: майор Васечкин (танкист) и трое курсантов артиллерийского училища. Теперь, учитывая полный боекомплект, Т-28 представлял собой полноценную боевую единицу.

Т-28 на Красной Площади

 

Выполняя задачу по поиску застрявших в болоте более лёгких наших танков и не обнаружив таковых, экипаж Т-28 в полном составе и вместе с танком заночевал в лесу. Утром выяснилось, что часть, в составе которой находились бойцы, покинула временное расположение и отошла ещё дальше, и кругом одни немцы. Вопрос о сдаче в плен даже не поднимался. На коротком совещании, учитывая знание города сержантом Малько, было принято довольно рискованное решение пробиваться к своим по Московскому шоссе прямо через захваченный немцами Минск.

Предварительно наметив маршрут, экипаж Т-28 направился к Минску, и не встретив на пути врага, беспрепятственно вошёл в город. По воспоминаниям самого Дмитрия Малько, первых фашистов они встретили проезжая ликероводочный завод. Их было десятка два и они не обратили ни какого внимания на проезжавший мимо одинокий танк, по-видимому, приняв его за советскую трофейную технику, управляемую своими. Гитлеровцы увлеченно грузили в машину бутылки со спиртным когда, с неожиданно подъехавшего к ним танка, заработал пулемёт. Это один из курсантов экипажа - Николай Педан, открыл свой счёт убитым захватчикам. За несколько минут с немцами было покончено. Грузовик, кстати, раздавили.

Немецкие солдаты в оккупированном Минске

 

После этого, спокойно проехав несколько улиц, танкисты столкнулись с выезжающей из-за угла колонной немецких мотоциклистов, внешний вид которых выражал абсолютную уверенность в том, что сопротивление полностью подавлено и очередной город взят. Дмитрий Малько впоследствии рассказывал, что ехали они ровными рядами, как на параде. Вот так вот ровными рядами их всех и передавил наш Т-28. Те, кто смог избежать брони и гусениц танка, погибли под огнём пулемёта.

Продолжив путь, советский экипаж, теперь постоянно сталкивался с небольшими скоплениями врага, по которым вёл огонь, не останавливаясь. И так, стреляя на ходу, Т-28 вывернул на очередную улицу, пролегающую вдоль реки Свислочь ,и всё-таки был вынужден остановиться. Вся дорога была заполнена немецкой техникой, в основном машинами со снарядами и цистернами с горючим. На берегу реки же расположились полевые кухни, с множеством немецких солдат, часть которых купалась в Свислочи. Большинство из них там и осталось. Т-28 открыл огонь одновременно из всех своих стволов: пушки и двух пулемётов. Вспыхнули цистерны с горючим, начали рваться снаряды. Мгновенно начавшийся пожар быстро распространился по всей улице, дома, машины, деревья, гитлеровцы – всё было охвачено огнём. Фашисты не знали куда деваться, для пулеметчиков танка они были отличной мишенью. Вскоре берег реки был устлан трупами немецких солдат. Вражеская техника была уничтожена, а обгоревшие тела немцев лежали повсюду.

 

Покончив с этим скоплением врага, Т-28 перебравшись через Свислочь по мосту, продолжил движение. И вскоре опять натолкнулся на значительную группу немцев, которые прятали машины, танки и самоходки под деревьями парка, скорее всего, ожидая удара советской авиации. Снаряды в уничтоженной нашими танкистами колонне ещё продолжали взрываться, и похоже немцы решили, что их бомбят. Поэтому тревожно глядя на небо, они не заметили своей смерти, в образе советского танка, подобравшегося к ним вплотную и расстреляв по ним практически весь свой боезапас. Когда заряжающий сообщил, что осталось всего шесть снарядов, майор приказал прекратить огонь и двигаться дальше.

Далее Т-28 уже нигде не останавливался, мчавшись к окраине города. И ведь почти добрался. Когда до выезда из города оставалось два-три километра, танк попал под обстрел немецкой батареи, бившей прямой наводкой. Сначала было пробито моторное отделение, начался пожар, но и это не остановило отчаянный экипаж. Танк уже практически въезжал в пригород, стремясь укрыться за спасительными домами, когда его подбили окончательно.

 

Уничтоженный советский Т-28 в пригороде Минска, возможно тот самый...

 

Экипаж начал выбираться из горящей машины. Первым выбрался майор Васечкин, и прикрывая отход курсантов и механика, начал отстреливаться из пистолета. Был убит возле танка вместе с курсантом Рачинским. Другой курсант Фёдор Наумов пропал без вести. В живых из героев остались только сам Дмитрий Малько, рассказавший эту историю и один из курсантов, Николай Педан. Им удалось какое-то время скрываться от немцев в частном секторе пригорода и потом добраться к своим.

Механику экипажа, совершившего этот подвиг, Дмитрию Малько, довелось увидеть свой Т-28 ещё раз, почти ровно через три года, в июле 1944-ого. Наступая и освобождая родную землю от фашистов, советские танкисты входили в Минск. В их составе, теперь уже ведя тридцатьчетвёрку, был и Дмитрий Иванович Малько. Какого же было его удивление, когда он обнаружил свой Т-28 на том же самом месте, где он и другие члены экипажа покинули горящую машину! Немцы отчего –то не стали убирать уничтоженный танк с дороги. Так он и простоял все три года как напоминание того, что русские сражаются до последнего. А если и уходят, то всегда возвращаются.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх