Владимир Путин по-прежнему отказывается отвечать на главный вопрос – пойдет ли он на очередной президентский срок. «Время придет, мы поговорим на эту тему», – сказал он журналистам в Дананге.
В итоге все СМИ пытаются угадать, когда же придет время. Некоторые издания, ссылаясь на источники во власти, сообщают, что Путин уже определился: он пойдет на выборы.
Осталось выбрать формат – как и когда объявить о своем решении. Называются первая декада декабря, вторая декада – до съезда «Единой России» (22–23 декабря), а также начало января.Еще летом, объясняя, почему он не спешит выдвигаться, президент говорил, что хочет держать чиновников в тонусе. Мол, если начать кампанию рано, то все перестанут работать, а будут думать только о том, как сохранить свой пост после марта 2018 года. Психологию работников госаппарата Путин за 18 лет у власти, конечно, изучил досконально. Но каков тонус у чиновников сейчас? Если так долго не происходит ожидаемое, рабочее спокойствие вполне может смениться неврозом и даже паникой.
На примере с выдвижением Путина на четвертый срок хорошо видно различие между системами, в которых, в одном случае, доминирует открытая, публичная политика, а в другом – политтехнологии. Президент может не идти на очередной срок из-за болезни. Обычно граждане осведомлены о здоровье главы государства, для них такое решение не становится сенсацией. В России здоровье президента в принципе не является темой для обсуждения, но и оснований думать, что Путин медлит по этой причине, просто нет: он почти каждый день на экране, он в своей обычной форме.
Президент может не выдвигать свою кандидатуру на второй (или, в нашем случае, на четвертый) срок, если у него низкий рейтинг. Это, например, случай Франсуа Олланда. Его рейтинг знала вся Франция, знал он сам, а также его партия. Однако Путин стабильно популярен, об этом говорят все социологические опросы.
Если нет проблем со здоровьем и рейтингом, то у президента нет и очевидных, понятных причин не участвовать в выборах. Когда в таких условиях с выдвижением медлят, открытая политика уступает место политтехнологиям. Те, кто собирается вести президентскую кампанию первого лица, играют в свои игры, правила которых полностью понятны лишь им самим. Примечательно, что прибегать к таким ухищрениям приходится в стране, где оппозиция ослаблена и шансов проиграть у власти крайне мало.
Какие преимущества может дать Путину поздний старт кампании? Во-первых, он в данный момент не является объектом конкретной критики. Его штабу не приходится реагировать на персональные обвинения – прежде всего со стороны тех, кто впоследствии будет отсеян ЦИКом, не соберет нужные подписи и т.д. Вполне возможно, что в январе в президентской гонке останутся только Путин и «проверенные» оппоненты, которые остро критиковать его не станут.
Во-вторых, штаб Путина, возможно, просто позволяет всем потенциальным участникам кампании высказаться, а избирателям – оценить их компетентность. В этом случае драматургия выдвижения действующего президента вполне понятна. Сначала граждане несколько недель или даже месяцев слышат политиков всех мастей – от Зюганова и Жириновского до Собчак, убеждаются в бессодержательности их предложений, разочаровываются, но тут на арену выходит единственный «человек дела», то есть Владимир Путин.
В СМИ пишут о возможном переносе Послания Федеральному собранию на февраль. И сам перенос, и вброс информации о нем – тоже элементы политтехнологии: понятно, что все делается для победы, но тактика при этом остается непрозрачной.
Свежие комментарии