С падением Османской империи Ближний Восток захлестнула война локальных конфликтов. По большому счёту, этот регион никогда не был спокойным, но имперская централизация создавала хотя бы видимость порядка, в XX же веке счёт войн и конфликтов пошёл на десятки. Но вот удивительный момент, в ходе бесчисленных боёв арабские солдаты прославились как крайне плохие бойцы, которым в прок не шёл даже богатый опыт боевых действий.
Однако всегда есть исключения, и среди сирийской армии нашлись такие подразделения и бойцы, которыми бы гордились сильнейшие армии мира. Так, всем хорошо известен генерал Иссам Захреддин, прозванный в СМИ Львом Республиканской гвардии, а подчинённые между собой звали его просто Дед.
В октябре 2013 года он вместе со своей 104-й бригадой Республиканской гвардии сперва остановил наступление «умеренной оппозиции» на Дейр-эз-Зор, а после четыре года держал оборону города, осаждённого боевиками ИГИЛ.
Размах битвы за Дейр-эз-Зор был по истине колоссальным, поэтому к ней было приковано внимание всех СМИ. А в то же время на другом конце страны, недалеко от горда Абу эд-Духур разворачивались не менее героические события.
В десятке километров от Абу эд-Духура расположена одноимённая авиабаза. На момент начала сирийской войны на ней располагалось две эскадрильи самолётов МиГ-21 и МиГ-23 различных модификаций. С активизацией боевых действий все самолёты были переделаны в бомбардировщики. Также база служила аэродромом подскока для остальной сирийской авиации, которая пыталась остановить наступление боевиков «умеренной оппозиции» в провинции Идлиб.
Несмотря на все прилагаемые усилия сирийская армия терпела поражение за поражением. В итоге весной 2013 года боевики взяли город и вышли к периметру базы. Из-за близости противника взлетать с аэродрома самолёты уже не могли, но командование надеялось перейти в ближайшее время в контрнаступление, и решило любой ценой удержать базу.
Был эвакуирован весь авиационный персонал, а защищать Абу эд-Духур остался неполный батальон спецназа. Их было немногим более трёхсот бойцов, которых возглавил комендант базы генерал Инсан аз-Зухури и несколько офицеров, прошедших обучение в России.
В ночь на 30 апреля 2013 года боевики предприняли первую попытку штурма. Под покровом темноты им удалось вплотную подобраться к ограждению аэродрома, где охрана была относительно слаба, и прорваться на территорию базы. Однако внутри периметра боевики оказались в огненном мешке и быстро отступили.
Уже тогда все бойцам стало понятно, что надеется на стандартные укрепления базы не стоит и спецназ начал превращать Абу эд-Духур в полноценную цитадель.
Защищать предстояло периметр протяжённостью в 5 километров, а это означало, что для успешной обороны все бойцы батальона должны постоянно находится на своих местах. Проблему могла бы решить господствующая высота, но её не было. Тогда аз-Захури приказал использовать что есть - на ангарах и капонирах разместились позиции снайперов, пулемётчиков и гранатомётчиков.
Спустя ещё несколько дней последовал второй штурм, затем третий, четвёртый... Прошло несколько месяцев, а контрнаступление всё не начиналось. Командование не забывало об осаждённом батальоне и регулярно поставляло боеприпасы и продовольствие, попутно вывозя тяжело раненных. Помощь оказывалась несмотря на потери. За время осады боевиками было сбито один Ан-26, два МиГ-21 и несколько вертолётов.
Тем не менее бои шли ежедневно, и после каждого крупного штурма в отряде недосчитывались соратников. В итоге, летом 2014 года было решено оставить взлётно-посадочную полосу и организовать оборонительный периметр вокруг зданий. С одной стороны это упрощало оборону, но осаждённые лишались воздушного коридора. Теперь боеприпасы и провизия сбрасывались на парашютах. Каждое получение поставки сопровождалось тяжёлыми боями, потому как и спецназовцы и боевики старались заполучить «посылки», упавшие на нейтральной полосе.
В первые месяцы осады оборону помогал держать мобильный резерв из «Шилки» и нескольких танков. Но техника не человек и со временем она перестала выдерживать накал боёв. Тогда, чтобы вновь вернуть подвижность обороне, спецназовцы под покровом темноты начали делать вылазки за периметр. Там они обследовали подбитую ранее технику на предмет боеприпасов и запчастей. В итоге им даже удалось угнать из под носа у боевиков пару танков, которые ремонтировались по ночам посреди поля боя.
Но даже такие вылазки не могли изменить печальной тенденции - с каждым днём боевиков становилось всё больше, а защитников всё меньше.
К сентябрю 2015 года в строю оставалось порядка 120 бойцов, бессменно возглавляемых генералом аз-Зухури. Под контролем отряда оставалось лишь несколько зданий, вернее того, что от них осталось после работы артиллерии боевиков. Ситуацию спасала сирийская авиация и артиллерия.
Вот только 9 сентября началась сильнейшая песчаная буря, которая вывела из игры ВВС Сирии. В условиях почти нулевой видимости до двух тысяч боевиков перешли в наступление. Бой шёл практически на расстоянии 20-30 метров. После первого натиска выжившие спецназовцы укрылись в руинах считавшихся штабом. Все прекрасно понимали, что это будет их последний бой.
Артиллерия боевиков
Самое печальное, что незадолго до этого началось долгожданное контрнаступление и сирийские войска смогли продвинутся вперёд, до них оставалось порядка 15 километров. По большому счёту, генеральный штурм боевиков и был спровоцирован этим наступлением, они спешили разделаться с гарнизоном и наконец-то перебросить все силы на фронт. Это позволило бы отбросить сирийскую армию, а то и обратить её в бегство. В те дни многие западные эксперты пророчили, что с падением базы Абу эд-Духур рухнет и вся оборона САА в регионе, а затем и в стране.
Но погибать, а уж тем более сдаваться бойцы батальона не собирались. На общем совете было решено поставить жирную точку в многомесячной обороне базы, да ещё какую.
Скрытые бушующей песчаной бурей боевики вывозили раненых и подтягивали резервы, готовясь пойти на последний приступ. Неожиданно со стороны осаждённых полетели десятки гранат. На этот раз бурей воспользовался спецназ, который подобрался в плотную к боевикам и начал забрасывать их всеми гранатами что были. Боеприпасов уже никто не экономил - батальон во главе с генералом шёл в прорыв.
Практически сразу завязалась рукопашная, в которой погиб генерал Инсан аз-Зухури. Численное превосходство боевиков было подавляющим, на последний штурм они стянули все доступные резервы. Но даже этого не хватало, чтобы остановить неумолимое продвижение спецназовцев, которые ещё несколько минут назад были обречены на смерть.
Из 120 бойцов, остававшихся на базе к 9 сентября, прорваться удалось только сорока. Они не только прорвали оборону, но и прошли с дюжину километров по вражеской территории.
Пророчествам разного рода экспертов не суждено было сбыться. Потеря базы Абу-эд-Духур не ознаменовала падение Сирии. Спустя три недели в войну вступила российская армия, контрнаступление боевиков из Идлиба было остановлено и началось освобождение Сирии. В январе 2018 года подразделения «Сил Тигра» вышли к окрестностям базы Абу эд-Духур, которую теперь обороняли боевики. Однако у них повторить подвиг генерала аз-Зухури и его батальона спецназа не удалось. Боевики продержались только десять дней и были взяты разбиты после второго штурма.
Полгода военные инженеры восстанавливали взлётно-посадочную полосу аэродрома, капониры и административные здания. Накануне туда начали прибывать самолёты и вертолёты с российскими ССО, советниками и сирийскими офицерами. Иронично, но именно базе Абу эд-Духур предстоит стать опорным пунктом в предстоящем наступлении. Теперь боевикам противостоит не 300 смельчаков, но тысячи тренированных и опытных бойцов, закалённых в боях за освобождение Дамаска, Алеппо, Дейр-эз-Зора и сотен других городов и сёл Сирии.
Свежие комментарии