Известный политолог Ростислав Ищенко рассказал, как ранее отказавшаяся от консорциума с Европой и Россией Украина пыталась "пристроить" свою газотранспортную систему, и что из этого вышло.
Продолжают кипеть страсти вокруг подписания нового транзитного договора между Россией и Украиной. "Нафтогаз" хочет получить миллиардные штрафы от "Газпрома" (и грозит новыми судами), и подписать долгосрочный контракт с объемами транзита не менее 60 млрд куб.
в год.Российская же сторона пока стоит на своем - судебные споры "обнулить", контракт подписать на год и по европейским правилам. На соблюдении этих правил настаивает и Украина, но ее, недавно созданный отдельный оператор ГТС до сих пор не прошел сертификацию.
Что будет с ГТС Украины без транзита российского газа, уже не раз рассказывали эксперты - ее придется просто резать на металлолом. А ведь 15 лет назад у Незалежной был шанс превратить трубу в очень доходный актив, и зарабатывать на этом хорошие деньги вместе с Европой и Россией.
По словам известного политолога Ростислава Ищенко, "Газпром" еще при Ельцине (ввиду отсутствия альтернативы) был вынужден договариваться с Украиной о транзите (в 90-е годы через ее территорию проходило порядка 80% тразита российского газа в Европу).
Но благодаря деструктивной позиции украинской стороны, "Газпрому" удалось убедить своих европейских партнеров в необходимости строительства обходных газопроводов.
А ведь никто бы не стал вкладывать десятки миллиардов долларов в строительство разных "потоков", если бы нормально, ритмично работала украинская ГТС.
Ищенко напомнил, что в 2004 году было подписано предварительное соглашение между Украиной, Россией и Евросоюзом о создании трехстороннего транспортного консорциума. Он должен был совместно владеть украинской ГТС, и представлять интересы всех - поставщика, потребителя и транзитера.
Кроме того, в этом соглашении речь шла и о многомиллиардных вложениях в ГТС. Планировалось ее расширить, увеличить мощность - это обошлось бы дешевле, чем строительство обходных газопроводов.
Но с приходом к власти Ющенко Украина отказалась консорциума, и приняла специальный закон, запрещающий какое-либо изъятие ГТС из государственной собственности, и участие иностранных компаний в управлении системой.
Политолог рассказал, что после этого Украина начала (лет через пять) предлагать Европейскому Союзу газотранспортный консорциум уже на двоих, но в ЕС однозначно ответили, что поскольку у Украины нет газа для поставок по этой трубе, пусть она покажет поставщика - и тогда возможен консорциум.
"Потому что никто не подписывает соглашение с трубой. Подписывают соглашение с тем, кто газ поставляет. Трубу можно построить, а газ из воздуха не наберешь", - пояснил Ищенко.
После разрыва договора о консорциуме, Украина стабильно вела "газовые войны" - себе в ущерб, но обеспечивая наживу своим президентам и причастными к этому делу лицам. Не случайно Украина все время настаивала не на прямой работе с "Газпромом", а через "прокладки" (Укрэнерго, Итера и др.).
Ну, если такой партнер - отметил Ищенко - то все ищут способы такого партнера обойти. В результате "Газпром" с европейскими компаниями практически заканчивает строительство обходных газопроводов.
После чего украинская ГТС (в лучшем случае) будет нужна для транспортировки 20-30 млрд кубов газа. В принципе, можно будет обойтись и без нее.
Другое дело, что в Европе растет потребление газа, и можно не строить дальше обходные "потоки", а выкупить забесплатно у Украины эту ГТС, которая сейчас уже ничего не стоит. Восстановить ее, модернизировать и качать газ через нее - наверняка "Газпром" бы от такого варианта не отказался.
"Но опять-таки. Эта территория политически не стабильна, на ней идет гражданская война. Трубу вам могут продать, завтра конфисковать, послезавтра взорвать и так далее... Поэтому, это очень ненадежный маршрут. И, соответственно, все пытаются от него уйти", - Ищенко.
Сейчас Россия близка к реализации возможности полностью обходиться без украинской ГТС. В 2020-2021 году это произойдет окончательно, и тогда, соответственно, и разговор другой будет.
Свежие комментарии