Почти у каждого русского человека есть хоть капелька украинской крови. А население юга страны с давних времен было наполовину малороссийское. Жили украинцы компактно и в других регионах – в Поволжье, на юге Сибири, на Дальнем Востоке.
Тем не менее, если брать две последние переписи, 2002 и 2010 годов, то окажется, что в первый раз тут насчитали почти 3 миллиона украинцев (2,03 % граждан России), а второй раз – около 2 миллионов (1,35 % граждан России).
Откуда такое огромное уменьшение численности? Ведь никакого голодомора или массового отъезда не было. Наоборот, жители Незалежной продолжают приезжать в РФ и получать ее гражданство. Каждый год по сотне-другой тысяч выходит.Это означает, что тенденция к уменьшению в России численности украинцев налицо. Почему так получается, ведь фактически люди же никуда не делись?
Надо сказать, что малороссияне, переселившиеся в южные и восточные губернии империи в 18-19 веках, в течение одного-двух поколений перешли на русский язык. Как и половина Украины, впрочем. Хотя великороссы там были в меньшинстве, и жили, в основном, в городах.
В советское время на таких людей не оказывалось никакого особого давления с целью их русифицировать. Но население за столетия совместного жительства изрядно перемешалось и люди часто относили себя к двум народам сразу. Как и я сам, например.
Такая ситуация продолжалась до самого распада СССР. Принудительная ассимиляция в России так и не началась (в отличие от самой Украины). Но все ж, люди, оторванные от своих корней, постепенно стали считать себя русскими, несмотря на свое происхождение из Запорожья, Харькова или Полтавы. И никаких мер для этого правительству принимать не пришлось.
Очень сильно этот вялотекущий процесс ускорили вечные украинские майданы. Когда крикуны с киевских площадей начали обвинять россиян во всевозможных грехах и отказываться от родства с ними, началось встречное движение. Многие на Кубани или Кавказе в ответ перестали называть себя украинцами и указывать это в переписях населения. Несмотря на соответствующие корни со времен царя гороха. Или Владимира Красное Солнышко.
Киевский журналист Вахтанг Кипиани подтвердил это: «Я прожил десять лет на Кубани и говорил, что, если ее присоединить к Украине, то Донецк нам будет казаться Тернополем. Концентрация российского шовинизма и тупоголовости среди «казачков» с украинскими фамилиями, но русских людей – безгранична».
Кстати, он затронул другой интересный вопрос – украинские фамилии в России. Национальная идентичность – вопрос тонкий и сильно зависит от политической ситуации. А вот фамилии никуда не спрячешь. Никогда не искал, сколько россиян носят фамилии на –ко и –юк, но по ощущениям – процентов 20.
Только вот лишь малая доля из них считает себя украинцами. И началось это не вчера. Майданы 2004 и 2013 года такой процесс подтолкнули, но не они стали его причиной. А значит – через какое-то время украинцы в России могут исчезнуть окончательно.
Кто бы там что не орал на киевской площади Независимости.
Свежие комментарии