На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Обстановка в Мире

70 059 подписчиков

Свежие комментарии

  • Леонид левин
    Ну какой ассиметричный ответ НАТО??? ВЫ сравните военный бюджет НАТО и наш с Вами военный бюджет...Утерли нос всем! ...
  • Леонид левин
    Ну и где она на поле боя???Утерли нос всем! ...
  • Леонид левин
    Сколько нас уже учат, а нам всё неймётся. Накажу всем своим потомкам, никогда не помогайте иноземцам и не рискуйте ра...Болгары предложил...

Советские ядерные поезда – почему их боялись на западе и как пытались возродить в России.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1641493/pub_5d5cfe4797b5d400ad6ab9d5_5d5cff66ddfef600ae08e82a/scale_600

13 января 1969 года руководители СССР приняли решение создать уникальный ядерный комплекс, который бы мог ездить по железной дороге. Проект был грандиозным, ведь под видом обычного грузового состава мы получаем передвижную ракетную установку, которая может проезжать по 1000 км в сутки.

Именно мобильность стала главным преимуществом БЖРК перед обычными колёсными тягачами, таскавшими ракеты на себе. Они могли проезжать лишь десятки километров и далеко от базы бы уехать не сумели.

 

Конструкторами первого комплекса стали браться академики – Владимир и Алексей Уткины. Один проектировал ракету-носитель, а другой разрабатывал вагоны, из которых можно было бы запускать эти ракеты.

Перед конструкторами стояла просто масса проблем. Ядерный поезд должен был кататься по общим путям. Выдержат ли его обычные рельсы и мосты? Останется ли на месте вагон при запуске? Как вообще можно обезопасить состав с боеголовками, который движется на скорости в 120 км/ч?

К тому же, аналогов в мировой практике просто не было. Даже у американцев. Разумеется, они тоже пытались построить себе такой поезд. Довели его до испытаний, много раз переделывали, но так и не смогли довести до ума. Всё закончилось тем, что Джордж Буш старший закрыл проект в 1991-ом.

У нас всё сложилось куда удачнее. С 1985 по 1987 годы советские военные провели 32 запуска с космодрома «Плесецк». Сам комплекс намотал 400 тысяч километров в ходе испытаний, пока не встал на боевое дежурство в октябре 1987-го.

Всего, к 1991 году было развернуто 3 дивизии БЖРК – в Пермском и Красноярском крае, а так же Костромской области.

В одном поезде работало 70 военных. Большую часть составляли офицеры. В кабину локомотива допускались только проверенные лица.

Советская «новинка» реально напугала наших потенциальных противников. Премьер-министр Великобритании Тэтчер даже добилась того, что Горбачёв ограничил движение БЖРК в 1991-ом году.

А уже Борис Ельцин в 1993-ем подписал договор СНВ-2, по которому все ядерные поезда следовало разоружить и распилить. А составов было 12 с 36 пусковыми установками. Занятно, что в 2002 году Россия вышла из этого соглашения, и могла его нарушить, но до 2007-го большинство поездов реально было уничтожено.

Почему? Потому что решили построить новые. Более современные. В 2009-ом году началась работа над проектом БЖРК «Баргузин». Это совсем новый комплекс, работа над которым закипела в столичном институте теплотехники. Там же разработали ракеты «Ярс» и «Булава».

В 2016 году конструкторы стали создавать уже отдельные элементы «Баргузина», но спустя год было объявлено о полном прекращении работ и заморозке проекта.

Из-за чего? Министерство обороны не смогло потянуть по деньгам одновременную разработку колёсных ракетоносцев и железнодорожного состава. Из двух проект решили дать жизнь обычным «Тополям».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх