Запад разволновался так, будто Россия сама ввела против себя все санкции
Материал комментируют:
Андрей Манойло и Станислав Бышок
Европа должна покориться антироссийским санкциям США. Такое мнение высказал бывший генсек НАТО, а ныне советник президента Украины Андерс Фог Расмуссен в статье в Financial Times.
Бывший глава Североатлантического альянса пишет, что расстроен тем, что Евросоюз пытается спорить с США перед лицом «российской угрозы», и что ему следует принять волю США и смириться с введением антироссийских санкций во имя «трансатлантического единства».
По мнению Расмуссена, Россия якобы имеет целью разделение Европы, разрушение единства Запада и победу в новой холодной войне.
«У Европы и США одна конечная цель — обеспечение безопасности в Восточной Европе и нормализация отношений с Россией. Эта цель не должна приноситься в жертву в перекрестном огне разных коммерческих интересов. Такой сценарий разрушит трансатлантическое единство по России и разделит Европу», — написал он.
Экс-генсека НАТО пугает реакция Европы, который выступает резко против введения новых, несогласованных с Брюсселем санкций, затрагивающим энергетические интересы Евросоюза. Расмуссен считает, что это якобы свидетельствует о «победе Владимира Путина», и призывает Европу не идти против воли США.
По словам Расмуссена, улучшение отношений с Москвой нужно для стабилизации ситуации на Украине. Тем не менее, Расмуссен призвал Европу усиливать санкции против РФ, чтобы заставить ее «заплатить более высокую цену», чем заплатила во время первой волны введения санкций.
Отметим, что в тот же день американский деловой журнал Forbes опубликовал статью под названием «Как начинаются торговые войны», в которой сообщается, что в ответ на новые американские санкции против России в Брюсселе готовятся к торговой войне с США.
В публикации говорится, что санкции США, направленные на то, чтобы наказать Россию за «плохое поведение», приведут к тому, что пострадают европейцы. В этот момент ЕС начнет наказывать американские компании, запрещая сотрудничество с ними. Тогда, несомненно, разгневанные американцы начнут запрещать сделки с некоторыми европейскими компаниями, и начнется борьба по принципу «око за око», которая приведет ко всеобщему обнищанию.
— Расмуссен говорит от имени, если угодно, трансатлантического консенсуса, — считает политический аналитик Международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
— Его нынешний невысокий статус советника украинского президента не принципиален в данном случае. Бывших генсеков НАТО не бывает, поэтому Расмуссен будет продвигать трансатлантическую повестку на любой площадке и в любом качестве.
«СП»: — Много ли в Европе таких, кто также «расстроен» попытками Европы отстоять свою самостоятельность? Кто эти люди?
— Информационный фон в Европе сейчас таков, что Россия вот-вот нападёт, а собственных военных сил для противодействия «агрессии Москвы» у континента нет. Достаточно вспомнить, как болезненно отреагировали европейские лидеры на безобидные высказывания нового американского президента Трампа о том, что он может пересмотреть отношения США с теми членами НАТО, которые не выполняют предписание тратить не менее 2% ВВП на оборонные нужды. В этой связи то, что, скажем, Марин Ле Пен назовёт попытками Европы отстоять свою независимость, европейские медиа-лидеры обзовут необдуманной бравадой, которая способна оставить континент один на один с экспансионистским Кремлём. Такая вот устрашающая перспектива рисуется, если совсем слегка утрировать.
«СП»: — По мнению Расмуссена, якобы Россия имеет целью разделение Европы, разрушение единства Запада. Это такой пропагандистский штамп? Подобные заявления слышны не в первый раз. Кто-то всерьез верит, что Россия хочет разделить Европу? Где логика? Зачем это России?
—Если без всех этих надоевших штампов, то России было бы комфортнее иметь дело с Европой, которая была бы едина экономически, но при этом политически представляла бы собой союз независимых в своей внутренней и, прежде всего, внешней политике государств. Иными словами, Москве было бы комфортно работать с той структурой, которая называлась Европейским экономическим союзом перед тем, как в начале 1990-х годов превратилась в собственно Европейский союз.
На официальном уровне эта позиция в России особенно не артикулируется, но она есть. Соответственно именно её и выдают за зловредные планы Кремля по разрушению единства Запада. Или, скажем, когда евроскептические партии, тот же французский «Национальный фронт» или «Альтернатива для Германии» выступают с абсолютно обоснованными и легитимными требованиями большей независимости своих национальных государств, их обвиняют в том, что они подыгрывают «плану Путина» по расколу Евросоюза.
«СП»: — По мнению Расмуссена, реакция Европы якобы свидетельствует о «победе Владимира Путина. О чем она на самом деле свидетельствует? Если Европа все же не покорится США, антироссийская пропаганда подаст это как результат «козней Кремля»?
—Тогда нам, возможно, предстоит наблюдать за тем, как американские СМИ расскажут о нежелании «запуганных Путиным» европейцев соглашаться на невыгодные предложения «агента Путина» Трампа. Эта такая несмешная комедия абсурда. Есть у неё, впрочем, и обратная сторона: если всё, что делают или не делают западные государства, есть результат влияния России и её агентов, то «русский фактор» можно постепенно вынести за скобки и вернуться к менее конспирологическому подходу к действительности.
«СП»: — Европа все же покорится или нет? Потеря дешевого российского газа стоит ухудшения отношений с США?
— Вашингтон и Брюссель придут к компромиссу, в том числе за счёт уступок со стороны последнего. Трансатлантические связи, экономические, военные, исторические, семейные, в конце концов, цивилизационные, были и остаются гораздо более прочными, чем связи с Россией. Поссорить живущих по разные стороны Атлантики «Ивана Ивановича» и «Ивана Никифоровича» Москве вряд ли получится, да и есть сомнения в том, что есть или когда-либо были такие планы. Для России, впрочем, такая негативная внешнеэкономическая конъюнктура может открыть возможность слезть, прошу прощения за банальность, с «нефтегазовой иглы». Раньше было как-то не до этого, а теперь — почему бы и нет?
По мнению профессора МГУ им. М.В. Ломоносова, доктора политических наук, члена Научного совета при Совете безопасности РФ Андрея Манойло, к Расмуссену уже давно никто не прислушивается.
— Он отставник, его удел — разводить календулу на собственной даче. Его карьера закончилась, а вместе с ней и его влияние на политические процессы. Его нынешнее заявление — всего лишь попытка напомнить о себе. Он, видимо, еще не смирился с тем, что пересыпан нафталином и списан в архив.
«СП»: — По словам Расмуссена, Россия якобы имеет целью разделение Европы, разрушение единства Запада и победу в новой холодной войне. Нечто подобное мы слушаем уже три года. Эта пропаганда еще работает?
— Заявление Расмуссена — это в чистом виде сумбур: он смешал несколько уже давно существовавших и затасканных идеологических штампов и, видимо, неизмеримо горд этим. При этом ничего нового он европейцам не открыл. Ценность такого спича — ноль. Видимо, пребывание Расмуссена на посту советника президента Украины не прошло для него даром.
«СП»: — Сама формулировка «покориться воле США» не отпугнет европейцев? Не перегибает ли Расмуссен палку?
— Перегибает, самым явным образом. Эта формулировка звучит для европейцев оскорбительно: все-таки Европа — не колония США. Вместе с тем, Расмуссен и здесь не открыл ничего нового: именно такое отношение к европейцам у целого ряда американских и проамериканских политиков. И многие европейцы об этом знают.
«СП»: — Американский журнал Forbes пишет, что новые санкции могут спровоцировать череду торговых войн, когда Европа начнет отыгрываться на американских компаниях, а США будут отвечать европейскому бизнесу по принципу «око за око». Согласны ли вы с таким прогнозом?
— Нет, «торговых войн» не будет: европейцы поступят так, как от них требует Расмуссен. Немного, правда, позаявляв о своих правах.
«СП»: — Бывший генсек НАТО приходит к выводу, что РФ должна заплатить «более высокую цену», чем заплатила во время первой волны введения санкций». Кто в итоге заплатит «большую цену»?
— Хотелось бы, чтобы «большую цену» заплатили не Россия и не США с Европой, а сам горе-советчик — Фог Расмуссен. Впрочем, если конфликт продолжится, то самую большую цену заплатит, скорее всего, именно Европа, чьими экономическими интересами уже сейчас жертвуют ради амбиций вашингтонской политической элиты. Россия от санкций может потерять экономически, США же понесут невосполнимые репутационные издержки, которые не позволят сделать Америку «снова великой».
Дмитрий Родионов для svpressa.ru
Свежие комментарии